Программа помощи школам с низкими образовательными результатами показала свою эффективность по улучшению качества образования в регионах России, Рособрнадзор вышел с инициативой продлить ее еще на два года, рассказал в ходе пресс-конференции руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
«В рамках нацпроектов второй год идет реализация проекта «500+». Есть хороший результат. Проект заканчивается в этом году, и мы выходим с инициативой, чтобы этот проект был продлен еще на два года», — заявил Анзор Музаев.
Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко рассказал, что школы, включенные в проект, проходят диагностику имеющихся проблем путем анкетирования учителей, родителей обучающихся и администрации школы. Помощь в устранении проблем такой школе оказывают более сильные школы, к школе прикрепляется куратор, директор сильной школы, который помогает составить и реализовать программу развития. По словам Сергея Станченко для того, чтобы перестроить работу школы и вывести ее из кризисной ситуации, требуется 1,5-2 года.
В рамках пресс-конференции были представлены результаты новой оценки качества образования, проведенной Рособрнадзором. Впервые такой рейтинг был составлен в 2021 году. В этом году показатели, оценивающие качество образования, были рассчитаны не только для регионов, но и для каждого муниципалитета. Данные опубликованы на специальном интернет-ресурсе.
Для составления рейтинга Рособрнадзором был использован значительный массив статистической информации, позволяющей достаточно разносторонне оценить ситуацию в каждом регионе. Каждый регион и муниципалитет был оценен по 12 показателям, характеризующим их системы образования по трем важным направлениям: результаты обучения в школе, развитие образовательной среды и эффективность управленческих механизмов в системе образования.
В этом году Рособрнадзор отказался от составления сводного рейтинга, лидеры выявлялись отдельно для каждого направления. Среди лидеров по разным позициям – Москва, Санкт-Петербург, Республика Чувашия, Калининградская, Тамбовская, Пензенская, Московская, Ленинградская, Кировская, Свердловская, Вологодская, Костромская области, город Севастополь и другие регионы.
Для каждого региона и муниципалитета на интернет-ресурсе используется четырехцветная маркировка: зеленый и светло-зеленый цвета соответствуют показателям очень высокого и высокого уровня, желтый и красный – низкий и очень низкий уровень.
«В первую очередь это карта для управленцев всех уровней. Если работать с имеющимися данными и принимать правильные управленческие решения, то даже в течение года можно серьезно улучшить ситуацию в своем регионе или муниципалитете», — сказал Анзор Музаев.
Он также прокомментировал отказ ОЭСР проводить сравнительное исследование качества образования PISA-2022 в России. По его словам, это не помешает достижению цели по вхождению России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. В других исследованиях, которые оценивают качество подготовки школьников разных стран, PIRLS и TIMSS, Россия занимает лидирующие позиции. Результаты ежегодных мониторингов, проводимых в регионах России по модели PISA, также демонстрируют хорошую положительную динамику. Очередной такой мониторинг будет проведен осенью 2022 года.
«Ежегодно мы начали показывать очень серьезный рост, которого ни у одной другой страны не было. Мероприятия, проводимые Минпросвещения, Рособрнадзором и на уровне регионов были направлены на то, чтобы имеющиеся пробелы [в функциональной грамотности школьников] ликвидировать. Наверно, у нас слишком хорошо получалось, и нас решили с этой «эстафеты» тоже снять. Но ничего трагического не произошло. У нас есть хороший опыт, банки заданий. За эти годы воспитаны свои эксперты-методисты, и мы может самостоятельно этот формат реализовывать», — заявил Анзор Музаев.
Источник: https://obrnadzor.gov.ru/